«Психологическая готовность у учащихся к профессиональному выбору».

«Психологическая готовность у учащихся к

профессиональному выбору».

Как известно, насколько правильно осуществлен профессиональный выбор, то во многом зависит успешность дальнейшего обучения и карьерного роста. В период получения профессии, как правило, в этот период у учащихся наблюдаются изменения в эмоциональной сфере: появляется тревожность, раздражительность, постоянная неудовлетворенность, которые разрушают личность человека, приводя к неврозам. Возникновение мотивационного кризиса связано с рассогласованием между сделанным выбором профессии и идеальным представлением о ней, так как новые мотивы не отвечают той деятельности в которую включен учащийся, и наносит вред в экономическом, психологическом плане.

Как же определяется психологическая готовность выпускников к будущей профессии.

- психическим состоянием, обеспечивающим активность, направленную на трудовой процесс.

- свойствами личности, которые проявляются в профессиональной деятельности в виде психических устойчивых склонностей, умений, навыков, намерений.

Эти аспекты зависят от сформированности компонентов конкретной деятельности, так и от уровня индивидуального развития – необходимого внутреннего условия профессионального условия. Наиболее важным аспектом является – формирование личностных свойств человека, которые необходимы для его выбора профессии. Хотя это воздействие не приводит к простому информированию учащегося о качествах и свойствах, необходимых для определенной профессии. Поэтому важно научить ученика сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно выделять эти аспекты при знакомстве с профессиями.

Психологические показатели, которые характеризуют готовность к профессиональному выбору – уровень развития самосознания, самооценки личности и мотивы профессионального выбора. Характер развития и своеобразие этих личностных образований, а так же возрастные особенности и определяют уровень психологической готовности к труду.

На пример, ученикам младших классов присуще процессуальные мотивы профессионального выбора, поэтому многие из них хотят быть учителем (учить детей), быть космонавтом (летать в космос), водителем (ездить на машине), актером (выступать на сцене), врачом (лечить). При этом они не учитывают ни личные данные (отсутствие склонности к технике управления у «водителя», боязнь вида медицинских приборов у «врача»), ни внутренние особенности профессии. В дальнейшем с развитием самосознания, самооценки и мыслительных структур, мотивы, по которым происходит выбор профессии начинает меняться, в основу кладется интерес к какой-либо сфере знаний, а так же отличное обучение по данной дисциплине и интерес к этой деятельности. Например, учащемуся легко даются гуманитарные дисциплины, поэтому он выбирает в качестве будущей профессии специальность журналиста, актера; либо у него нет явных способностей к гуманитарным дисциплинам и он, чтобы не иметь дело с ними, выбирает профессию в физико-математической сфере, например инженера. Следует отметить, что в этом случае, как правило, не происходит полного осознания выбираемой профессии на основе знания о ней, так и анализа соответствия своих склонностей, особенностей, способностей и характера в данной профессии.

Профессиональный выбор мы рассматриваем не как единичный акт, а как процесс, который не всегда завершен даже с формальным его осуществлением. Это процесс постепенного сопоставления и сближения идеального образа профессии и возникновения ее воплощения, протекающий не без противоречий и возникновения на основе этого мотивационного кризиса. Причины кризиса коренятся, с одной стороны в низком уровне развития самосознания и самооценки учащегося, с другой стороны в недостаточных знаниях о выбираемой профессии. Периоды схожие с мотивационным кризисом можно наблюдать уже у учащихся 8-9 классов. Как правило, школьники этого возраста выбирают профессию по процессуальному типу, о чем сказано выше. Знакомство с избранной профессией позволяет узнать ее внутренние стороны, которые учащиеся часто и не предполагают. Например, учащийся Б. (9 класс) хотел быть экономистом, во время экскурсии в банк, он понял, что нужно знать программы, большая ответственность и отчетность. Последнее как раз и оттолкнуло учащегося от первоначального выбор. В этом случае мы не можем говорить о развитии мотивационного кризиса, т.к. мальчик еще не начал профессионально обучаться по данной специальности. Следует отметить, что близкое знакомство с

ней привело к разочарованию, т.к. ему не были знакомы все стороны экономиста, либо он переоценил свои возможности овладения специальностью. Так же опыт показывает, что уже у учащихся 3 классов возникает интерес к выбору профессии. Учащийся А. хотел стать археологом, но во время посещения краеведческого музея узнал, какая трудная работа археолога, в результате чего поменял интерес к этой профессии.

Другим примером, сходным с мотивационным кризисом, может служить ситуация, связанная с наличием неопределенностей и неустойчивостей при необходимости совершения профессионального выбора (отсутствие мотива), но обстоятельства вынуждают его сделать это, спрогнозировать свое будущее. Умение адекватно оценить свою личность зависит от активности и самостоятельности человека в труде и профессиональном выборе. Уровень развития самооценки тесно связан с уровнем развития мотивов профессионального выбора, уровнем профессиональной готовности.

В психологии самооценка рассматривается как элемент самосознания, как некое психическое образование личности, которое служит механизмом контроля и саморегуляции деятельности и возникает с развитием способностей человека к наблюдению и самоанализу. В самооценке выделяют ее когнитивные (знания о себе) и оценочные (отношение к себе) структурные составляющие. Для осуществления профессионального выбора и формирования психологической готовности к труду важны не только способность учащегося адекватно оценить себя, но и его представление о тех качествах и способностях, которые он включает или не

включает в свою самооценку.

Источником формирования самооценки учащихся прежде всего являются оценки их другими людьми и отношения других к их деятельности. Для одних учащихся, по примеру близких людей, основным становится сам процесс деятельности, для других – его результаты, высоко оцениваемые окружающими. Почти у всех учащихся самооценка еще очень неустойчива и подвержена со стороны. Например, не обдуманный совет становится причиной неправильно сделанного профессионального выбора (учитель неадекватно оценил ученика (завысил или занизил оценку), на основе общей хорошей его успеваемости рекомендовал престижную профессию – информационные системы). Ученик же явно имеет склонность к работе в другой сфере, однако такая рекомендация очень льстит самолюбию ученика, и он не учитывая свои склонности и интересы, соглашается осваивать именно эту профессию.

Особенно велика роль авторитета учителя в период профессионального выбора. В своем поведении он должен следовать трем главным принципам: уметь сопереживать, позитивное отношение к учащимся и искренность. Благодаря этому будет создана обстановка психологической поддержки и безопасности, когда учащийся доверяет учителю и другим одноклассникам и могут  выражать свои мысли без опасения насмешки. Также школьники должны быть уверены в том, что их ценят и будут поддерживать от их успеваемости и физических возможностей.

В работе с учащимися выпускных классов лучше делать основной упор на развитие самооценки, так как в их среде сильно выражен оценочный аспект, и часто оценки учащихся себя и других более негативны, чем оценки взрослых.. Нереалистичные оценки усложняют проблемы, связанные с неудачами, что приводит к тому, что переживание неуспеха переносится подростками на весь остальной опыт.

Для формирования реалистичной оценки подростков нужно сравнивать познавательный прогресс каждого из них  не с достижениями в этом других учащихся, а с их собственными. Например, если замечать достижения отстающего ученика относительно его самого и подчеркивать, что он заслуживает похвалы, то это будет способствовать повышению его интереса к обучению, мотивации и развитию  положительной самооценки. Неудачу можно всегда же смягчить надеждой, дать учащемуся возможность объективно оценить ошибку. Учащиеся должны знать, что ошибки неизбежны в познавательной деятельности. Поэтому целесообразно

осуществлять  контроль за тем, как учащиеся усвоили материал на каждом уроке, чтобы учащийся мог не боятся получить отрицательную оценку, разобраться вместе с учителем и одноклассниками в новом материале. Оценивание же знаний может по определенной теме в целом и выступать в виде отдельного этапа обучения проходить по определенной теме в целом и выступать в виде отдельного этапа обучения. Нужно научить учащихся

рассматривать позитивные сдвиги в учебе, как основания для положительной самооценки. Все вместе  должны уметь критически анализировать свои качества, особенно применительно к выбираемой специальности. В которой всегда есть позитивные и негативные стороны. Процесс знакомства с профессиями на уроках технологии в 9-11 классах в определенной мере соответствует этими задачам. Следует обратить внимание на то, чтобы процесс обязательно сопровождался развитием самосознания  и самооценки, чтобы профессиональный выбор формулировался   «Я  в своей будущей профессии». Только так можно избежать мотивационного кризиса, возникающего в процессе профессионального обучения.

Автор: Кузнецова В.В.
Просмотров: 93
Дата создания: 9 Октября 2017 г.
Дата редактирования: 9 Октября 2017 г.